Практический опыт, ответственность, профессионализм, индивидуальный подход – основа нашей работы. Для вас никакого риска и гарантия результата!

Заказать обратный звонок

За пять лет нас стали прослушивать вдвое больше

За пять лет нас стали прослушивать вдвое больше

В мае 2012 года в сети Интернет появилась запись беседы депутата от оппозиции с послом и министром иностранных дел Швеции. Диалог состоялся в престижном отеле Москвы, находящемся на Лесной улице. Беседа происходила во время конференции, которая была посвящена Андрею Сахарову. Пресс-секретарь министра иностранных дел Швеции уточнила, что разговор состоялся во время ланча в ресторане этого же отеля. Вероятнее всего, прослушку установили где-то на столе. Этот способ секретной записи переговоров также популярен, как и во времена КГБ.

Видео- и аудиозаписи, центральными лицами которых являются оппозиционные политики, выкладываются в cеть регулярно. Эти прослушки вызывают большие скандалы. Особенно, если разговор происходит между депутатами. Людей, которые вели тайные записи разговоров, Следственный Комитет так и не установил. Есть версия, что действовали спецслужбы.

В связи с крупными акциями протеста и увеличившимся давлением на общественность, вопрос о том, на самом ли деле спецслужбы увеличили свою активность в отслеживании действий граждан, стал весьма актуальным. Сами же спецслужбы отказываются от каких-либо комментариев в данной сфере собственной деятельности, ссылаясь при этом на условия закона о государственной тайне.

Тем временем, статистика, предоставленная Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, ярко демонстрирует тот факт, что за последнюю пятилетку лишь легальное отслеживание разговоров, произведенных по телефону или же через электронную почту российскими гражданами, возросло почти вдвое.

Согласно этим данным, правоохранительные органы в 2011 году получили от судов России около полумиллиона разрешений на прослушку и запись телефонных разговоров и сообщений, передающихся по сетям электронной и почтовой службы. В 2007 году подобных разрешений было выдано на 75% меньше. В 2011 году было заявлено, что уровень преступности в стране уменьшается уже 6 лет. Как следствие, снижается и общее количество уголовных правонарушений.

В 2008 году на базе департамента, деятельность которого направлена на борьбу с организованной преступностью и терроризмом, создали подразделение по противостоянию экстремизму ради борьбы с оппонентами политической власти.

Именно поэтому важно понять, как именно спецслужбы смогли добиться подобного роста количества санкций на прослушивание.

Расширенные полномочия

Многие знают, что после трагедии, произошедшей в США в сентябре 2001 года, большой процент западных стран вложили крупные средства в системы отслеживания – и все это было осуществлено под предлогом противодействия терроризма.

В России же лавинообразный рост количества прослушек начался после 2007 года: он совпал со снижением уровня борьбы с террористами. Последняя крупномасштабная атака боевиков состоялась в октябре 2005 года, и с этих пор спецслужбы каждый год говорили об уменьшении числа терактов. В 2009 году в Кремле было официально объявлено об окончании контртеррористической операции в Чечне. Поэтому объяснение нужно искать не в противодействии терактам.

За несколько лет спецслужбы смогли увеличить список случаев, оправдывающие использование прослушки и слежки.

спецслужбы прослушка

Наше агентство при необходимости проведет проверку офиса на прослушку.

В 2010 году был принят закон №404-ФЗ, отвечающий за деятельность органов предварительного следствия. Тем самым был изменен закон «Об оперативно-разыскной деятельности» путем добавления статьи «Основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий». Опрошенные нами эксперты-криминологи утверждают, что данное дополнение могло стать вполне законным основанием для увеличения количества устройств слежения.

В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом, по любому сообщению о нарушении закона сначала производится доследственная проверка, призванная подтвердить основания сообщения, а после этого уже возбуждается дело. На практике организация сообщения о преступлении не составляет большого труда, однако это дает возможность произвести оперативные действия, в том числе запись телефонных разговоров, а потом не возбуждать дело, объяснив, что сообщение не подтверждено. К тому времени нужная информация уже будет получена.

Сегодня в РФ числится 8 ведомств, которые могут вести оперативно-розыскную деятельность: ФСБ, МВД, СВР, ФСО, таможня, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, и разведка Министерства обороны.

В последнее время некоторые из них с успехом пробили увеличение своих возможностей в области слежения. В феврале 2012 года стало известно, что региональные управления ФСИН начали закупать технику СОРМ (комплекс для тайного получения телефонного и интернет-трафика). Система слежения должна быть установлена на городских узлах связи. Было совершенно не ясно, какое основание ведомство, которое отвечает за тюрьмы и колонии, протягивает кабель к городской АТС, получая возможность слушать буквально весь город.

Теперь стало ясно, какой предлог использовала ФСИН для получения права вести прослушивание за территорией мест лишения свободы. Три года назад в России были введены новые методы наказания, совершенно не связанные с тюремным заключением, например, исправительные работы. В это же время в ряд законов были внесены поправки, позволяющие оперативным подразделениям ФСИН самостоятельно осуществлять розыскную деятельность при осуществлении наказаний, которые не направлены на изоляцию осужденных от общества.

Помимо этого, рост законного перехвата можно объяснить развитием современных технологий. Данный факт свидетельствует о повышении уровня технической мощи оперативных подразделений. Данная статистика, которую ведут по информации, полученной от оперативно-разыскной деятельности, отобразить всю картину не может, поскольку есть еще деятельность разведки и контрразведки, которая естественно не попадает ни в одну статистику.

Хорошее финансирование оперативной деятельности, увеличение списка ситуаций, для которых можно использовать прослушку, расширение прав спецслужб в области слежения, а также увеличившиеся возможности современной спецтехники, – все это повлияло на то, что последнее время спецслужбы начали нарушать тайну телефонных переговоров и переписки почти вдвое.

Может ли это означать, что государство усиливает функции полиции по контролю за обычными законопослушными гражданами?


Дата публикации: 20.05.2014